Вольга Базылёва
BLUE ROSE
(Сказка)
Голубая роза… Казалось бы, уже можно купить розу какого угодно цвета. Белую, красную, желтую, розовую, чайную, сиреневую и даже черную, но никак не голубую или, в крайнем случае, синюю. Море научных объяснений – мол, розу такого цвета вывести практически невозможно. А как же тогда почувствовать запах правды?!
Я оказалась на этой старой улице совершенно случайно. Шла, глядя себе под ноги: скупая архитектура пятиэтажек не располагала к созерцанию. Но это надо же! Стоило мне только поднять глаза, как я наткнулась на бесценную для моего сердца надпись: BLUE ROSE. Помятая картинка в окне первого этажа. Бурная ярко-синяя река и двое в лодке, с неизменными голливудскими улыбками преодолевающие все пороги, обходящие все подводные препятствия. И под всем этим не такими уж большими, но выразительными буквами: BLUE ROSE.
Чтобы войти в этот дом, пришлось свернуть в мрачный переулок. Никогда не видела, чтобы турагентство располагалось в таком заброшенном месте. Осыпавшаяся штукатурка покрывала, как снег, протоптанную под самым домом дорожку. Разбитые ступеньки вели на крыльцо, и уцепившись всеми пальцами за дверь без ручки, я наконец-то попала в узкий темный коридор. Тут бы мне струсить и повернуть обратно. Так бы оно и было, если бы в конце коридора под одиноким лучом света я не увидела картинку с BLUE ROSE, которая была наклеена на двери, обитой потертой кожей.
Отчего-то боясь звука собственных шагов больше, чем темноты, я на цыпочках подкралась к двери и нажала кнопку звонка. Щелкнул замок, на пороге показалась пожилая женщина, одетая в некое подобие карнавального костюма. Всё платье – в блестках, а из-за спины поднимались над плечами прозрачные крылья, как у стрекозы. Пока я соображала, из чего такие можно было сделать (а! наверное, из проволоки и шифона!), она, даже не взглянув на меня, объявила: “Подождите немного в прихожей!” – и исчезла в соседней комнате.
Прошло несколько минут, и хозяйка опять появилась в прихожей. На этот раз с ней вышел юноша. Она подала ему плащ – тоже карнавальный, как у принцев или что-то в этом роде – и провела к двери. Выходя, он взглянул на меня. “Ох, этот взгляд! Эти белые кудри! Эта печальная улыбка! Да, я несомненно знаю его. Но где, когда мы были знакомы?!”
Хозяйка прервала мои размышления, жестом приказав следовать за ней. И я вошла в эту комнату. Она оказалась не больше прихожей, но светлее – тут было окно с картинкой между рамами. Огромные книги в запыленных переплетах. Чучело совы в углу. И стремянка, непонятно для чего находившаяся в комнате с низким потолком. На столе в беспорядке лежали исписанные и измятые листы бумаги, словно тут работал излишне самокритичный поэт, которому так и не пришлось по душе не раз переписанное стихотворение. “Прощальная” – разглядела я на одном из обрывков. А над столом на стене висели две перекрещенные шпаги, но от времени они потускнели и совсем не отражали тот скромный свет, который проникал в комнату через окно.
Да, окно. Я взглянула на подоконник и вдруг… увидела в бутылке из-под молока стебель розы. Он был ещё зеленым, но шипы уже засохли, а лепестки опали и валялись на подоконнике и на полу. Даже сухие, они имели голубоватый оттенок. Их надо собрать, сохранить! Это ведь…
И тут только я вспомнила, что рядом – хозяйка этой странной комнаты. Она, молчавшая до сих пор, неожиданно заговорила, строго глядя на меня: “Что вам угодно, сударыня!” (Какая там сударыня!) – “Это – музей?..” – спросила я первое, что пришло в голову. Но карнавальная дама отрицательно покачала головой. “Тогда что же?” – “Ведь написано на вывеске: ТУРАГЕНТСТВО. Зачем же вы зашли сюда, если вам в музей?!”
Ах да, турагентсво! “И что, вы можете организовать путешествие в долину Тигра и Ефрата?”
Она посмотрела на меня, словно на не вполне нормальную. И возмущенно сказала: “Да что вы тут цитатами так неаккуратно бросаетесь?!” Почувствовав вдруг, что допустила оплошность и что я неминуемо уцеплюсь за её знание цитаты, она сама, торопясь, выпалила: “Она умерла! Да, умерла! И никаких долин! Никакого Тигра! Никакого Ефрата! Всё придется закрыть!”
Я снова повернулась к тому, что осталось от голубой розы. “Кажется, если обрезать стебель по косой и посадить во влажную землю, то вырастет новая роза, а может даже целый куст… Надо бы спросить у специалиста…”
Она посмотрела на меня в упор и вдруг решительно направилась к окну. Выхватив из бутылки засыхающий стебель, он обернула его в один из листов, валявшихся на столе и протянула мне.
“Позвольте, а как же он?” – я спросила это, когда она уже выпроводила меня за дверь. – “Понятия не имею, о ком вы!” – и щелкнул замок.
Самое удивительное то, что засохший стебель пустил корни на следующий день, и я аккуратно пересадила его во влажную землю. Это была новость слишком важная, и так хотелось немедленно поделиться ей с тем, кто поймет. А как же сама хозяйка?! И он… принц? Они должны узнать самыми первыми! И я решительно направилась на эту старую улицу.
Вот дом. И картинка в окне. Правда, она на удивление обветшала и выгорела со вчерашнего дня. Сворачиваю во дворик – и мне преграждает путь забор с надписью “Под снос”. “Как под снос!” – я ору на весь двор, не понимая, что происходит. – “Какой снос, когда тут еще вчера находилось турагентство!”
“Девушка, тут уже полгода никто не живет! Жители на новые квартиры съехали, а дом не сегодня – завтра снесут”. Я обернулась на голос и увидела человека в строительной каске. “Но позвольте, я вчера тут была, видела пожилую женщину и юношу, и даже розу от них получила!”
Он не стал меня слушать, решил, что в этом нет необходимости. Покричу, повозмущаюсь и сама уйду, чего со мной возиться!
И я действительно ушла. Скорее умчалась. Сообразила вдруг: а что если и роза вот так же исчезла?! Но, слава Богу, всё в порядке.
Она растет и когда-нибудь обязательно расцветет… И все услышат этот запах. Он ведь будет настолько силен, что укутает правдой весь мир. И наш маленький мир, где ещё много низменных страстей и завистливых сердец, вырастет в солнечный и полный любви.
От автора: Я на самом деле увидела эту картинку в окне первого этажа на старой улице, попав туда совершенно случайно в первый раз за несколько последних лет. Всё остальное – из фильма и из моих фантазий.
И ещё – я и моя героиня только отчасти похожи. Я не претендую на избранного спасителя голубой розы, хотя всегда готова им быть!
(с) Вольга Базылёва, 2003.