Ольга Лаврова
Дополнение к статье Милены
В своем важном и глубоком исследовании Милена приводит стихотворение А. С. Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..." У этого стихотворения была очень интересная история, а у истории – продолжение.
Возможно, кто-то скажет, что это не имеет отношения к НП, но я думаю, что имеет, и самое прямое, ведь это вечные темы поиска смысла жизни, истины, надежды... Итак, 26 мая 1828 года, в свой день рождения, Пушкин написал печальное, полное уныния и отчаяния стихотворение:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Эти стихи Пушкин записал в альбом дочери прославленного полководца – Елизавете Михайловне Хитрово, урожденной Голенищевой-Кутузовой. Елизавета Михайловна очень почитала митрополита Московского и Коломенского Филарета и однажды, когда владыка в начале 1830 года приехал в Петербург, она показала ему это стихотворение. Святитель Филарет решил протянуть Пушкину руку помощи и ответить на самом понятном поэту языке – стихотворном. И в альбоме Елизаветы Михайловны появились следующие строки (обратите внимание, насколько зеркально отражаются друг в друге стихи Пушкина и митрополита Филарета):
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
Конечно же, Елизавета Михайловна Хитрово пригласила Пушкина прочитать ответ архипастыря. Пушкин написал ей: "... Мне невозможно сегодня предоставить себя в Ваше распоряжение – хотя не говоря уже о счастье быть у Вас, одного любопытства было бы достаточно для того, чтобы привлечь меня. Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! – это, право, большая удача". Отвечая на приглашение своей знакомой, Пушкин, еще, быть может, не подозревал, насколько взволнует его стихотворное послание Святителя, поскольку, прочитав его, он с глубоким покаянием пишет стихотворение "Стансы":
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку постираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
Существует легенда, у которой в научном мире есть и сторонники и противники. Она говорит, что последняя строфа вышеприведенного ответа была изменена, первоначально было: "И внемлет арфе Филарета в священном ужасе поэт".
После общения со Святителем пушкинский взгляд на мир обретает строгость и цельность, но "Стансы" появились не только как результат мгновенной перемены. "К нравственной свободе, к духовному совершенству тяготел дух нашего поэта", – отметил епископ Антоний (Храповицкий) в Слове пред панихидой о Пушкине, сказанном в Казанском университете 26 мая 1899 года.
В работе была использована литература:
1) В память вечную будет праведник...: Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1996, 12. с. 57-67.
2) Епископ Антоний (Храповицкий). Слово пред панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 года // А. С. Пушкин: путь к Православию. с. 183-196.
3) Казин А. Три любви Пушкина // Журнал "Москва", 1999, 1. Электронная версия: http://www.moskvam.ru/1999/01_99/kazin1.htm
4) Непомнящий В. С. Христианство Пушкина: легенды и действительность. http://www.pstbi.ccas.ru/institut/book/1997/nep.htm
5) Непомнящий В. С. Дар. Заметки о духовной биографии Пушкина // Новый мир, 1989, 6.
6) Патерик новоканонизированных святых // Альфа и Омега, 1998, 1-2. с. 201-246, 195-223.
7) Протоиерей Иоанн Восторгов. Памяти А. С. Пушкина. Вечное в творчестве поэта // А. С. Пушкин: Путь к Православию. М.: Отчий дом, 1999. С. 218-237.
8) Святитель Филарет и поэт Александр Пушкин // Дворянское собрание: Альманах, 1999, 10. с. 62-64.
(с) Ольга Лаврова, 2003.