НЕ ПОКИДАЙ...

И ощутивший этот запах солгать не сможет никогда

Ролан Быков одел жену в рыболовную сеть

В нашей стране историю деревянного мальчика и золотого ключика знают даже те, кто не читал книгу. Ответственность за этот культурный феномен несут создатели фильма «Приключения Буратино», снятого 30 лет назад.

Сначала режиссеру Леониду Нечаеву предложили снять про Буратино пятисерийный мультфильм. Режиссер никогда мультипликацией не занимался, но сценарий Инны Веткиной прочитал.

– Это была история с современными детьми и недоверием к самой сказке, – вспоминает Нечаев.

– На ее основе я написал сценарий двухсерийного музыкального телефильма, – и эту мою авантюру поставили в план. С актерами мне повезло. Помню, пригласил на Тортиллу Раневскую. Она говорит:

«Очень интересно: мне только черепаху и играть. Я согласна в том случае, если съемки будут проходить в моем подъезде». Согласилась Рина Зеленая, которая не снималась перед этим лет пятнадцать. Свободны оказались Быков с Санаевой, Этуш, Гринько. Им хотелось подурачиться в детском кино, а я их еще соблазнил тем, что они все будут петь. Рина Зеленая у меня спросила, как я собираюсь надевать на нее панцирь и когти. Я успокоил Рину Васильевну, сказав, что ей положен не панцирь, а пончо и чепчик.

Мальвину нашли в поезде

Девятилетний Дима Иосифов, который в то время жил в Минске и занимался фигурным катанием, мог и не сыграть Буратино. Потому что на вопрос, хочет ли сниматься в кино, честно ответил, что не хочет. Но родители доставили его на студию «Беларусьфильм», где мальчика утвердили на роль Арлекино. И только когда долгие поиски главного героя зашли в тупик, режиссер примерил ему длинный нос и понял, что Буратино все это время бегал рядом. Мама сбрила Диме брови, вместо них наклеили фетровые. С носом, но без бровей он проходил 93 съемочных дня.

Татьяна Проценко, сыгравшая Мальвину, ехала с мамой в гости в Минск. Соседкой по купе оказалась ассистентка Нечаева. В дороге Таня рассказывала стихи, показывала сценки, пела песни и в конце пути получила приглашение на пробы.

– Сложно было плакать в сцене, когда я жалею посаженного в темный чулан Буратино, – вспоминает Татьяна. – Мне и глицерин закапывали, и лук резаный к глазам подносили – и никакого толку. И так все сердились, так Леонид Нечаев со мной строго разговаривал, что я разревелась от обиды Леонид Алексеевич сам схватил камеру и закричал:«Снимаем!» А потом долго меня успокаивал, гладил по голове и угощал конфетами.

Маму Буратино отвлекали колбасой - Мама Димы Иосифова (Буратино) заявила, что ни в коем случае не даст лисе Алисе и коту Базилио подвешивать ребенка вниз головой на дереве, – продолжает режиссер. – Я наплел ей что-то о кукле, которую можно вешать вместо мальчика, а сам шепчу: «Дима, убери маму куда-нибудь!» Он стал хныкать, что очень проголодался. Мамочка умчалась за колба сой, а Буратино был немедленно «повешен».

Сцену с Тортиллой снимали поздней осенью по натуре. Бедные девчонки-лягушки в ледяной воде барахтались. Рина Васильевна Зеленая сказала. «Если ты еще раз заставишь детей лезть в холодную воду, я сажусь в машину и уезжаю».

Ролану Быкову я сказал: «В вашем дуэте основную партию будет вести твоя жена Лена Санаева, а ты будешь на «подпевке»!» Он возмутился, но потом азарт взял свое Они даже помогли придумать гардероб своих героев – накидку из рыболовной сети с облезлой горжеткой для Алисы и такую же облезлую смесь шубы с сюртуком для Базилио.

Реквизит били и крали

- В одном из эпизодов Буратино прячется в кувшине, а Карабас-Барабас разбивает посудину пивной кружкой, – говорит Нечаев. – Этот кувшин изготовили по спецзаказу в единственном экземпляре. Снять мы должны были с первого раза! Но чем разбивать? Кинешь слишком тяжелым предметом – можно парня покалечить. Дима невозмутимо заявил: «Кидайте, чтобы наверняка!». Я положил в пивную кружку булыжник весом с кило "и, покрйвшись противным холодным потом, швырнул. Кувшин разлетелся, горлышко, как и было задумано, наделось на шею Димы.

Когда я сказал, что мне нужен настоящий золотой ключик, мне ответили: «Ты с ума сошел? Вырежи из фанеры и покрась бронзовой краской». «Нет, мне нужен зо-ло-той! Настоящий! Который бы хотелось в руках подержать. Он должен быть большим и на солнце переливаться», – настаивал я. Мы нашли парня, который сделал такой за 30 рублей. Ключик я после съемок стащил, а позже выкупил. У меня есть квитанция: «Получено от Нечаева за реквизит – ключ... 30 рублей». Трубу Карабаса я отдал композитору Леше Рыбникову, а Мальвина забрала на память платье.

Леонид Нечаев Главная



Хостинг от uCoz