НЕ ПОКИДАЙ...
И ощутивший этот запах солгать не сможет никогда
О многих ли наших фильмах народ сочиняет анекдоты? Сразу же на ум приходят "Чапаев", "Семнадцать мгновений весны", "Белое солнце пустыни", "Место встречи изменить нельзя", "Брат-2"... Всего набирается едва десяток, среди которых только два детских - "Винни Пух" и "Приключения Буратино". Уже одно только присутствие в этом почетном списке поставило создателя "Буратино" Леонида Алексеевича Нечаева в ряды самых любимых зрителями режиссеров. А ведь им еще сняты "Про Красную Шапочку", "Рыжий честный влюбленный" и еще много добрых, умных и веселых сказок. Неудивительно, что на XI Международном кинофестивале "Золотой витязь" Леонид Нечаев был одним из самых почетных участников, и наш корреспондент постарался взять интервью именно у него. - Леонид Алексеевич, трудно снимать в кино детей? - У меня основные сложности возникали не с детьми, а с их родителями. Например, когда в "Приключениях Буратино" Лиса Алиса и Кот Базилио подвешивают главного героя на дерево вниз головой, мама Буратино - Димы Иосифова - заявила, что ни в коем случае не даст так мучить ее нежного ребенка. Я ее успокоил, наплел что-то о кукле, которую можно вешать вместо мальчика, а сам шепчу: "Дима, убери маму куда-нибудь!" Он тут же все понял и стал хныкать, что очень проголодался. Мамочка тут же умчалась за колбасой, а Буратино был немедленно "повешен" на дерево. И хотя сцену пришлось переснимать, Дима терпел героически, и нам удалось все закончить как раз перед самым маминым приездом. - Вообще в средние века длительное подвешивание вниз головой считалось пыткой. - Искусство требует жертв, и ребята, понимая это, вели себя порой просто героически. Например, в том же "Буратино" очень опасными оказались съемки сцены, где деревянный человечек прячется в огромном кувшине, а Карабас Барабас - Владимир Этуш - разбивает его, бросая пивную кружку. Вся сложность была в том, что кувшин изготовили по спецзаказу в единственном экземпляре и, значит, снять мы должны были обязательно с первого раза! - Со взрослыми актерами было сложнее? Ведь в "Буратино" снимались такие корифеи, как Рина Зеленая, Ролан Быков, тот же Владимир Этуш. - В роли Черепахи Тортиллы я первоначально хотел видеть Фаину Раневскую. Однако она была уже очень немолодая и поэтому сказала: "Ленечка, я с удовольствием сыграю Черепаху, но только если съемки будут проходить у меня в подъезде". Рина Зеленая, узнав о моем предложении, в общем тоже не слишком удивилась, только спросила: как я собираюсь надевать на нее панцирь и когти? Я успокоил Рину Васильевну, сказав, что ей положен не панцирь, а пончо с чепчиком, и - она прекрасно сыграла Тортиллу. И даже спела. - Тем не менее, ставя "Красную Шапочку", Вы рисковали. Ведь в отличие от "Буратино", это была не экранизация, а совершенно самостоятельное произведение. Юные зрители могли и не принять столь вольного обращения с любимой сказкой. - Тогда все началось с аудиенции у зампредседателя Госкино Стеллы Ждановой. Впоследствии из-за её интриг мне пришлось "эмигрировать" в Минск, но после "Буратино" Стелла Ивановна ко мне благоволила и милостиво спросила, что бы я хотел снять. Отвечаю, что всю жизнь мечтал о "Красной Шапочке". Стоящая рядом наша сценарист, ныне покойная Инна Веткина, царствие ей небесное, дергает меня за пиджак и шипит: "Ты с ума сошел, там же две страницы текста - снимать нечего!" - Радость, доставленную Вашими фильмами, я и сам прекрасно помню, а вот каково приходилось снимавшимся там ребятам? Ведь став в одно мгновение знаменитыми, почти все они во взрослой жизни не состоялись как артисты. - Ну почему не состоялись? Многие - как раз, наоборот, - очень даже состоялись. Вот, например, Денис Зайцев, исполнивший главную роль в фильме "Рыжий, честный, влюбленный", сумел избавиться от проблем с дикцией, закончил ЛГИТМиК и сейчас играет в Театре Комедии имени Н.П.Акимова. Сейчас его можно видеть в успешно идущем историческом сериале "Империя под ударом". А вредные сестры-близняшки из того же "Рыжего, честного, влюбленного" выросли и превратились в очаровательных девушек и популярных актрис Ксению и Полину Кутеповых. - А самому никогда не хотелось снять картину о проблемах ровесников детей юных актеров в ваших фильмах? Например, о наркомании, детской проституции, беспризорности? - Нет. Категорически не хочу. Я всю жизнь снимал добрые, веселые, хулиганские сказки и собираюсь заниматься этим до конца своих дней! Это совсем не означает бегства от действительности - в том же "Рыжем, честном, влюбленном" в жизни героев значительную роль играют деньги, что по тем временам было в детском кино настоящей революцией. И хотя никаких оргвыводов ко мне не применили и даже дали на Киевском международном фестивале приз "За лучшую воспитательную сказку", но многие в Госкино и Министерстве культуры были просто шокированы. - Подозреваю, что большинство молодых детских режиссеров настроены куда менее оптимистично: им-то в отличие от Вас никто не даст денег, позволив при этом снимать, что душе угодно. - Увы, детское кино на всей территории бывшего Советского Союза сейчас лежит в руинах. Где-то ситуация выглядит совершенно безнадежной, где-то, как в Белоруссии - чуть получше, но в целом фильмы для детей не интересны ни властям, ни бизнесу. И если я или покойный Ролан Быков в последние годы еще могли под свое имя получить финансирование каких-то проектов, то у начинающих режиссеров шансы почти нулевые. Поэтому совсем не удивительно, что Россия здесь совершенно не выдерживает конкуренции даже с третьесортными зарубежными поделками. Хотя еще совсем недавно наше детское кино просто не имело конкурентов. - А Дисней? - Дисней, конечно, гений. Но с лучшими советскими лентами у него могут конкурировать разве что "Белоснежка" и "Бэмби". Ну, а унаследовавшие студию ее нынешние владельцы снимают просто бездушную дешевку, ничего не дающую ни уму, ни сердцу. Их успех обусловлен исключительно огромными деньгами, вложенными в рекламу, использованием суперсовременной техники да полным отсутствием конкуренции. Сейчас лишь отдельные неравнодушные люди, вроде организаторов "Золотого витязя", еще пытаются продолжать наши традиции, искать работающих в их русле молодых режиссеров и помогать им найти свой путь. Но таких подвижников сейчас раз-два - и обчелся... Подготовил Юрий НЕРСЕСОВ, «НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ», 2002-07-11
|