НЕ ПОКИДАЙ...

И ощутивший этот запах солгать не сможет никогда

Знак беды и счастья Ольги Клебанович

Народная артистка Беларуси Ольга Клебанович имеет репутацию человека, живущего отдельно от признанной тусовки, которого "вся эта суета" не касается. У нее обостренное чувство собственного жизненного пространства. И стало уже общим местом упомянуть в связи с этим, что она никогда не откровенничает о личной жизни, не пускает в свой дом чужих, не изменяет родному Русскому театру. Она обожает внучку, невестку считает собственной подругой, а семью - главной ценностью... Муж, известный актер Александр Денисов, признался ей в любви, свидетелем чего стала многомиллионная аудитория канала ОРТ. Но муж с дочкой уже 12 лет живут в США, Ольга Клебанович с сыном, невесткой и внучкой - в Минске...

Говорить с Ольгой Михайловной сложно в том смысле, что невозможно адаптировать сказанные слова к письменной речи. Как расшифровать на бумаге интонации ответа? Или передать взгляд, позу?.. Да и, по ее собственному признанию, все, что интересно журналистам, не интересно ей самой, поскольку Ольга Михайловна не терпит "фактов продажности личной жизни и навязывания собственных ощущений". Наверное, поэтому я как никогда раньше пожалела, что мне не 20 лет, когда вопрос "ваши творческие планы на будущее?" выглядит интригующим, а главное, умным. Сегодня меня интересует другая тема. Женская. Однажды ее возвела в метафору героиня культовой мелодрамы "Зимняя вишня": семья - это как Родина, которую не выбирают, она должна быть. И совсем недавно, 12 лет тому, у актерской семьи Клебанович - Денисовых было все, что подпадало под определение "счастливая семья", в которой росли сын и дочь...

Глава семьи

Популярность на тот момент актера Купаловского театра, лауреата Государственной премии Александра Денисова и сейчас оставляет позади многих российских актеров его плана и диапазона. Спрос на талант советского актера Денисова тогда набирал силу. Это про таких говорят: он сыграет даже телефонный справочник. Характерный актер. С внешностью "что бабам нравится", конституцией "врагу не сдается наш гордый "Варяг" и в возрасте, когда деревья всегда большие: Помните учителя физики из фильма "Расписание на послезавтра" в шикарном актерском ансамбле во главе с Олегом Далем и Маргаритой Тереховой? А телесериал (боевик по тем временам) "Государственная граница", после которого в энергичного моряка Гамаюна были влюблены все зрячие женщины Советского Союза?.. Оказывается, счастье, как и беда, тоже бывает на полную катушку. Судьба благоволила к Денисову - в 1985 году, задолго до юбилейных пенсионных дат, он получил звание лауреата Государственной премии за спектакль по лучшей пьесе Алексея Дударева "Рядовые" плюс к этому - всенародную известность и любовь.

Прекрасная половина

Ольга Клебанович - прима Русского театра с дерзкой для сцены красотой: яркая, высокая, статная: Почему-то кажется, что ее карьера никогда не зависит от режиссерского решения - уж больно уверенно держится на сцене. Каждая ее роль - событие в театральной жизни. Появление этой красивой пары - Денисов и Клебанович - в любой компании было добрым знаком на хорошее настроение. Знаете, как в цирке: никто не злится на рыжего клоуна и не обижается на резонера. Гордая Ольга позволяла "гусару" Денисову нравиться женщинам, одновременно не эксплуатируя примитивный женский ход - дешевое кокетство с кем-либо из коллег: "Если супруг - голова, то я - шея. Всегда могу развернуть события на 90 градусов", - говорила Ольга Михайловна. Но судьба развернула их дальнейшую жизнь на все 180 градусов.

В конце 80-х выяснилось, что их смертельно больную дочь могут спасти только заокеанские врачи. Правда, в США просто так было не попасть - эта страна тоже слезам не верит. Пробивной силой, преодолевающей все инстанции, стал Александр Денисов. В результате семья известных актеров разделяется: отец и дочь уезжают в Америку, а мать с сыном остаются в Беларуси. Казалось, жизнь только временно изменилась, а оказалось - началась другая жизнь: не плохая и не хорошая, просто ДРУГАЯ.

За прошедшие 12 лет белорусский актер Александр Денисов ни разу не смог приехать в Минск. Уезжал из Советского Союза, а приехать должен был в суверенную Республику Беларусь. Хотя ему удалось спасти дочь: сейчас она окончила университет в Итаке.

Жизнь через океан

- В Америку ваши родные улетали на все готовое?

- О чем вы?! Я до сих пор благодарна семье российского хоккеиста Вячеслава Фетисова. Именно к ним прилетел Саша с дочерью и долгое время у них жил. Спасибо Ладе и Славе.

- А ваша семья была ранее знакома с тогда опальным хоккеистом, покинувшим родную московскую команду?

- Нет. В этом нам помог друг Саши - актер московского Театра имени В.Маяковского Александр Фатюшин, который был хорошим другом Вячеслава Фетисова. Когда Денисов позвонил в Москву Саше и рассказал про нашу трагедию, то Фатюшин сразу же предложил свою помощь и позвонил в Америку Фетисовым. Сейчас в это трудно поверить, но тогда и эти звонки, и этот отъезд означали жизнь моего ребенка. И поэтому я не устану повторять: не стоит рассматривать мою жизнь как жертвоприношение, главное - моя дочь осталась жива! И никакие мои личные достижения на сцене этому событию не смеют противостоять. Так что мелодрамы из моей жизни не получится.

- Но вы же не станете утверждать, что сценическое творчество второстепенно в вашей жизни?

- Представьте себе - вторично. Я глубоко убеждена в лживости заявлений некоторых одаренных особ по поводу божьего промысла и профессии. Во всяком случае, во мне сидит прежде всего женщина, мать, а уж потом уже актриса.

- На творческой встрече после премьеры "Синие кони на красной траве" уже покойный Юрий Ступаков представил вас как актрису, подающую большие надежды, и: молодую маму. Большинство моих сверстниц не могли наложить ваш счастливый рассказ о маленькой дочери на предполагаемую и воображаемую богемную жизнь начинающей актрисы...

- Простите, но давайте для начала определим, как говорят журналисты, формат нашей встречи. Разговор пойдет о театре?

- Частично. Но вы ведь не станете первой выносить сор из избы, несмотря на тот известный факт, что в Русском театре одно собрание сменяется другим?

- Все кардинальные преобразования требуют осмысления и временной паузы. Театру тоже необходимы перемены. Так о чем же будет наша беседа?

- О вашей жизни, достойной определения "как в театре", о мифе одиночества и главной женской роли: не для зрителей.

  - Сейчас мой жизненный период не подпадает под какое-то определение, которое можно обозначить двумя словами. Я запрещаю себе грустить и категорию "безобразного" исключаю из своей жизни, в том числе при общении с журналистами. Хочу хотя бы в этом сохранить женское начало.

- Такая категоричность выстрадана или вычитана из новомодных философских учений?

-Я так назначила себе: быть счастливой женщиной. Конечно, в этом есть доля кодирования и своеобразный поиск выхода из какой-то конкретной ситуации. Как и у всех, у меня минуты разочарования и отчаяния бывают чаще, чем хотелось бы. Но это не повод, чтобы упасть, а, скорее, повод для размышления. Вот, например, в течение года я не работала. Сама решила сделать творческий перерыв и горжусь своей смелостью.

- Вы смелый человек?

- Точнее - отчаянная женщина. Я имею в виду эмоциональность по жизни.

- Кстати, об эмоциях. Авторитетные критики отметили сыгранную вами совершенно по-новому героиню пьесы "Пять вечеров" Александра Володина на фестивале в Молодечно. Актерская работа, которая рвет устойчивое впечатление зрителей, полученное от одноименной кинокартины Никиты Михалкова, и имеет право на самостоятельную жизнь. И в то же время драматург Алексей Дударев обозначил вашу героиню "больно благополучной". Современное благополучие вам знакомо?

- Странно... На конкурсе "Маладзечанская сакавіца" я получила приз за исполнение этой роли, и, по сути, моя героиня есть счастливый и благополучный человек. Правда, ее спокойствие и правильность однажды нарушает любимый человек. Что же касается достатка, то у каждого человека своя мера весов. Вот я не однажды ездила в Америку к дочери и мужу... С полным правом скажу, что я - самодостаточный человек. Не занимаясь бизнесом, задумала и осуществила поездку к родным. Хотя зарплаты актеров стали притчей во языцех на страницах СМИ. Но, к радости великой, не только деньги определяют счастье человека.

- В таком случае, что определяет счастье молодой красивой женщины, которая вдруг осознала свое полное одиночество по обстоятельствам, которые легко решаются в цивилизованном мире?

- Это вы про мою жизнь с Денисовым по разные стороны океана? Так ведь не обязательно быть счастливой, живя вместе. Тем более речь шла о жизни нашего ребенка. И потом, наши отношения никогда не строились на узурпации права выбора. Мы имеем то, что хотим.

- Не далее чем осенью Александр Денисов в программе "Большая стирка" поведал многомиллионной аудитории о счастливом браке с вами, назвав вас единственной: Вы встречались с ним?

- Я не могу комментировать чужие выводы. Саша впервые за много лет приехал в Москву, и я искренне рада за него. Но мы не встретились. У меня в это время тяжело болела мама, а в Минск он приехать не смог из-за категорически оформленных документов.

- Но Александр Денисов не приехал даже на свадьбу собственного сына...

- И это не мешает относиться к нему как к отцу и мужу. Я понимаю, что такое жить без права на возвращение обратно в США. И потом, такая трактовка вопроса очень узкая и мелкая. Для меня еще важны интонации голоса, которые я слышу по телефону. Оттенки иногда важнее акцентов.

- Вы принципиально уходите от темы традиционных семейных отношений. Представим себе, что однажды прозвенит дверной звонок - и на пороге появится Александр Денисов со всем шлейфом слухов о его жизни в Америке без вас. При всей вашей семейной демократии, женской непрощаемости и уязвимости какими будут ваши действия?

- Не буду с ходу отвечать за себя. Оставлю зазор для фантазии: Прежде всего своей. Но всецело положусь на интуицию супруга, который хорошо знает мой болевой порог. Кстати, фальшь женщина чувствует генетически.

СПРАВКА

Народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Ольга Михайловна Клебанович закончила Театрально-художественный институт. Центральные роли в спектаклях на разных столичных сценах: "А зори здесь тихие", "Синие кони на красной траве", "Знак беды", "Амфитрион", "Адъютан-ша его величества", "Единственный наследник", "Пять вечеров", "День танкиста", "Раскiданае гняздо", "Три сестры", "Деметриус", "В будущем году и в то же время", "Царствие земное" и др.

Жанна ВАСАНСКАЯ, «БДГ», 2002-04-03
http://bdg.press.net.by/dsp/2002/04/2002_04_03.3/3_21_1.shtml



Александр Денисов Главная

Хостинг от uCoz