НЕ ПОКИДАЙ...
И ощутивший этот запах солгать не сможет никогда
Если бы композитор Евгений Крылатов написал только одну песню «Прекрасное далеко», то уже стал бы классиком при жизни. Но он подарил народу и такие хиты, как «Лесной олень», «Ольховая сережка», «Крылатые качели», «Три белых коня», «Вжик, вжик, уноси готовенького…» - всего музыку более чем к 140 кинофильмам. |
- Мой прадед
по отцовской линии жил при церкви и пел на клиросе.
Клирос - значит «крыло». А на Урале говорят «крылос». Вот
отсюда и моя фамилия Крылатов. Мама была очень верующей, знала
молитвы, народные притчи, и я на этом вырос.
- Вы приехали
завоевывать столицу из Перми. Какие были ощущения? - Самое отчаянное
время - после окончания Консерватории. У нас с женой
не было прописки и жилья, мы обременяли знакомых, снимали
углы. Когда родился сын, отдали его на три года моей маме. Потом
мама нашла знакомую в Вешняках Московской области. При встрече эта
женщина сказала: «Какой хорошенький мальчик! Такой не обманет».
И прописала меня у себя за 10 рублей в месяц.
А вскоре вышел указ о расширении города Москвы,
и я стал москвичом, но без жилплощади. Снова - частные
квартиры, печное отопление, удобства на улице. К тому
же мы ждали второго ребенка. И произошло чудо: Тихон
Николаевич Хренников помог мне получить квартиру в столице.
В 1965-м мы переехали в Тушино. Это был первый вздох
облегчения: я перестал бояться милиции. А до этого
чувствовал себя изгоем, все думал, донесут в участок. Поэтому когда
мы с женой впервые вошли в новую квартиру, еще пустую, без
мебели, то были потрясены. Постелили газету на пахнущий свежим
лаком паркетный пол, легли на нее навзничь и долго так лежали,
обнявшись. Я очень поздно
пробился. Много сил и времени ушло на выживание в Москве.
Я лез, как росток из-под асфальта, но 10 лет ушли
на борьбу. Первые успехи в музыке пришли
в 36 лет - уже не мальчик… В 1968-м вышел
мультик «Умка», в 71–72-м - фильмы «Достояние республики»,
«Ох уж эта Настя!» и «О любви». Я «попал
в обойму». - Говорят, что после одного
из ваших концертов в «Артеке» вожатый дал детям письменное
задание: «За что вы любите мелодии Крылатова?» И один
мальчик написал: «За хорошие стихи». Вы в самом деле
выбираете для своих мелодий лучшие строки лучших поэтов. - Ни разу
музыка у меня не родилась просто так, из ничего.
Я пишу песни только на готовые стихи. Некоторые композиторы
могут сочинить «болванку», «рыбу», а поэт это оттекстовывает.
Я так не могу. А на стихи пишу очень быстро.
На хорошие - хорошо, на посредственные -
посредственно. - А как было написано
«Прекрасное далеко»? - Легко: сел
за рояль да и написал. И «Крылатые качели» тоже. Меня
вдохновили прекрасные стихи Юрия Энтина. Это мой любимый поэт. Хотя
он человек странный и часто зря сам себя ругает. Мне долго
пришлось доказывать, что он написал замечательные стихи «Крылатые
качели». Он отпирался: «Это не мое. Мое -
«Я с детства был послушным ребенком золотушным». И про
«Прекрасное далеко»: «Там все - музыка» . Я ему: «Юра,
на эти слова любой композитор написал бы свою лучшую песню.
Но моя была бы все равно лучше всех!» Наша последняя
pабота - мюзикл «Сверчок за очагом» по Диккенсу. Я,
к своему стыду, раньше эту повесть Диккенса не читал.
А когда стал работать над фильмом, растрогался до слез.
- Забавно, когда читаешь:
«записана кавер-версия «Прекрасного далеко» или симпл «Лесного оленя». Я,
честно говоря, в эти термины не очень «въезжаю»… - Я тоже.
Не переспрашиваю, чтобы не показаться невеждой. Говорю:
ну да, кавер, значит, кавер. Может быть, от слова «каверза»?
Слышал, что мои песни исполняет группа «Приключения Электроников».
И «Три белых коня» тоже поет молодежь. Недавно звонила группа
Из Нижнего Новгорода, Дмитрий Маликов сделал клип «Снежинка»
по моей песне из фильма «Чародеи». По-моему, вышло классно!
Бывает, переделают неграмотно, перепутают ноты. Но я горжусь
тем, что ребятам, оказывается, нужны песни 70-х. Когда
на рок-фестивале «Нашествие» хором пели «Лесного оленя», написанного
в 1971-м, я, что называется, словил кайф. - Какой музыкальный
инструмент вы предпочитаете? - Я никогда
не играл на балалайке, баяне, гитаре. Но очень люблю рояль.
Не пианино, а именно рояль. В нем какая-то тайна,
которой нет в других клавишных, и в электронных тоже.
С детства общаюсь с роялем, как с живым существом.
В 14 лет в Перми получил в подарок от управления
культуры рояль-прямострунку – он был длинный и черный
и похож на крокодила. На частных квартирах были только
пианино из проката. А сейчас в моем кабинете «Аугуст
Форстер». Хороший инструмент - как хороший коньяк.
- Говорят,
вы трезвенник? - Не пью
21 год, даже пива. Это было мое личное решение. Раньше часто выпивал
в творческой среде. Старался не злоупотреблять, потому что
боялся наследственности: за отцом такое водилось. Однажды
в поезде, выйдя из вагона-ресторана, где сидел с другом,
перед сном я зашел в туалет, увидел себя в зеркале далеко
не в трезвом виде и стал говорить вслух: «Как тебе
не стыдно! У тебя же двое детей, жена не работает…»
Когда очнулся от своего монолога, оказалось, что прошло около трех
часов. Этот случай так меня напугал, что я решил бросить пить
навсегда. - Образ «Прекрасное далёко,
не будь ко мне жестоко…» близок каждому человеку. Как считаете,
это «далёко» все-таки оказалось жестоким – по отношению
к вам, стране, народу? - Это философское
понятие. Будущее не должно быть жестоким, мы всегда надеемся
на лучшее. Нельзя сказать, что в мире стало хуже, потому что
в Америке взорвали два небоскреба, а у нас война
в Чечне. Это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили
лучше, чем мы. В 16 лет я не мог предполагать, как
сложится судьба. Я просто стремился к свету. И нашел
его – в Москве. Владимир
КОЖЕМЯКИН, фото Эдуарда КУДРЯВИЦКОГО, «АиФ-МОСКВА», 2002-04-17
|